Значение малого
бизнеса для развитых стран
Для начала немного
статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре
экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала
90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада
малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для
сравнения можно взять, например, США - где в мелком
предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7%
и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно
половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной
важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В
пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат
они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные
предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные
90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Развитие мелкого
предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь
старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в
целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес
приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в
обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Большой плюс малых
предприятий состоит в том, что многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в
кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь
чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или
изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии,
США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому
бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным
индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия
наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры,
падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна
разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в
немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу,
докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.
В условиях ухудшения
воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта
капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это
вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою
производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в
обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили,
другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых
предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством
оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего той ролью и
функциями, которые малый бизнес выполняет.
Во-первых, как уже
отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях
рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых
немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не
только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,
но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу
конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает
ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика
невозможна.
Мелкие и средние
предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных
товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые
предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой
незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в
1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы.
В этом заключается социальная роль предприятий мелкого
предпринимательства.
Для самостоятельного
анализа малого бизнеса важно найти метод подразделения предприятий
на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют
понятие монополии, а все, что не подходит под это определение,
относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого
недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В
настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых
в них человек.
Но часто, в
зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он
самостоятельно разделяется на различные группы. В Германии,
например, существует 4 категории:
-
от 20 до 49;
-
от 50 до 99;
-
от 100 до199;
-
от 200 до 499.
В Германии, чтобы
фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до
11,5 млн. DM, в США - 3-12 млн. $.
На Украине к малым
предприятиям относят:
-
в промышленности и строительстве до 200 человек;
-
в других отраслях производственной сферы до 50;
-
в науке до 100;
-
в розничной торговле до 15;
-
в других отраслях непроизводственной сферы до 50
человек.
Но в любом случае
система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних
является достаточно проблематичным, тем более, что малым
предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика
государственной поддержки посредством льготных кредитов и
государственных заказов.
Малые предприятия
как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в
Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели
крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля
банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на
риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности
выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей
фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.
Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких
издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая
фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее
частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере
сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие
опыта.
Но все же, несмотря
ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число
ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа
предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Причем достаточно
важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не
полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само
становится таковой.
В 80-х годах
обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в
Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы,
одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического
капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в
экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких
и средних фирм в ряде областей как материальной, так и
нематериальной сферы производства. Относительно состояния
промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля
10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины
70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже
несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США.
Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства увеличилась с 18% до37%.
В общем, в 70-е -
80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала
проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в
выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих
отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась.
Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним
бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого
бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной
становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды
и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности
хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость
использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу
творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах,
но и возможности, которые открываются при производственной
кооперации: экономия на масштабах, совместные
научно-исследовательские разработки, разделение риска. |