Культура предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом
организации предпринимательской деятельности. Она базируется на
общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и
духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия
в Словаре русского языка СИ. Ожегова. Далее в Словаре дается еще
одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий
уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся
совокупность принципов, приемов, методов осуществления
предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с
действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами,
нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и
нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении
цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная
деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но
экономическая свобода в осуществлении предпринимательской
деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения
установленных принципов и методов регулирования предпринимательской
деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для
ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными
представителями предпринимательской деятельности во имя защиты
интересов и экономической свободы других участников
предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества
в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и
экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности
противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство
устанавливает меры и формы ответственности за нарушение
предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую
деятельность.
Первым
всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности
является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение
обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов,
договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев
делового оборота, что проявляется в ненанесении не только
имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам,
потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является
честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к
людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно
ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм,
включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы,
общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и
воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение
обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний,
необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических
критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с
обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с
конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение
действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или
косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое
извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на
законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что
предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный
бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими
факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная
внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный
менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие
права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их
от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и
его корпоративная культура.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования
культуры предпринимательских организаций, культуры самих
предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и
многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как
культура.
Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и
дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом:
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними
факторами:
-
предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым
бизнесом;
-
организацией предпринимательской деятельности;
-
мотивацией собственника фирмы и служащих;
-
уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений
руководителей фирмы и наемных работников;
- наличием особого стиля управления, который способствует
достижению ведущих позиций на рынке;
-
созданием таких условий деятельности служащих, которые
способствуют осознанию их полной причастности к результатам
деятельности фирмы;
-
наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к
которым стремится фирма;
-
высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы,
менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
-
достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с
соответствующим материальным вознаграждением;
-
ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и
качество предлагаемых товаров и услуг;
-
хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у
потребителей;
-
высокой культурой производства, внедрением новых технологий,
обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
-
созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных
условий труда;
-
обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими
факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по
следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные
вопросы:
-
готова ли фирма к риску и нововведениям;
-
направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных
целей;
- акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее
обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
-
не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
-
стимулирование работников ориентировано на конечные
индивидуальные результаты;
-
принятие решений в фирме децентрализованно;
-
предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
-
деятельность подчинена заранее составленным планам;
-
работа сопровождается инновационными процессами;
-
имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
-
сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
-
они целиком информированы о том, какова их роль в достижении
целей фирмы;
-
отношения в фирме неформальны;
-
фирма является открытой для высшей системы.
|