Предпринимательская этика и этикет
Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования
культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще -
это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в
соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных
принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о
смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая
общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая,
хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан,
имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения,
отступление от которых грозит субъектам предпринимательской
деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения
предпринимателей и организаций устанавливаются законами и
нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами
наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень
важным условием развития цивилизованного предпринимательства
является не только принятие законов, регулирующих
предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой
культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой
совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики,
направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных
потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика
базируется на общих этических нормах и правилах поведения,
сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике,
проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с
общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика
неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть,
авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие,
бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство,
грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с
положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а
другие - с отрицательными (негативными). Только неполное
перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей
свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики,
которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих,
общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового,
новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного
предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному,
некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы
общественного сознания (менталитета) и общественных отношений,
направленных на утверждение самоценности гражданина как
предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств,
экономической свободы, его ответственности перед потребителями,
обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы,
относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а
потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и
разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство
защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей
как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения
оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха.
Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют
отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.
Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как
верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной
ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами
обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
• правила представления и знакомства;
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
•
культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского
этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил
поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с
окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами,
сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель
контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой
жизненной ситуации. |